• Медаль за присоединение Мемеля в футляре. (Лот: 8334)

    Медаль за присоединение Мемеля в футляре.

    Германия потеряла Клайпедский край (Мемельланд) по итогам Первой мировой войны. Первоначально эта территория управлялась по мандату Лиги Наций временной французской администрацией. В январе 1923 г. произошло Мемельское (Клайпедское) восстание, в результате которого регион получил статус автономии в составе Литвы.
    21 мая 1935 года Адольф Гитлер предъявил Литве претензии за преследование немецкого языка в Мемеле и назвал её страной, не соблюдающей «общепризнанные нормы человеческого общества». Министр иностранных дел Латвии Вилхелмс Мунтерс отметил в дневнике от 19 сентября 1935 года, что Литва оскорблена отсутствием поддержки со стороны Латвии и Эстонии. Однако эти две прибалтийские страны воспользовались тем, что Германия объявила Литве торговую войну, сократив на 60 % закупки продовольствия: на место литовского молока и масла пришли латвийские и эстонские.
    Когда Литва конфисковала для военных нужд у немецких собственников 440 га земли в Клайпедском крае в конце 1937 года, посланник Латвии в Каунасе Лудвигс Сейя по заданию министра Мунтерса уговаривал его литовского коллегу Стасиса Лозорайтиса «не обострять» отношения с Германией.
    Однако уже в конце 1938 года Литва потеряла контроль над ситуацией в крае. Латвийский консул Янис Сескис 31 января 1939 года сообщил, что «Клайпедский округ для Литвы необратимо утерян» и «возможно, Латвии и Литве было бы выгоднее, чтобы Литва эту политически и национально отравленную провинцию ампутировала».
    В качестве компенсации за немецкий Мемель прибалтийские дипломаты допускали получение из рук Германии ранее, в 1920 г., захваченного Польшей Вильно.
    К марту 1939 года литовцы под давлением Германии отменили в Мемеле военное положение, отправили в отставку министра иностранных дел Стасиса Лозорайтиса, однако это не спасло их от германского ультиматума, предъявленного 20 марта 1939 года.
    Германия требовала, чтобы Литва уступила ей Клайпедский край, в противном случае вермахт был готов к вторжению.
    22 марта 1939 года литовская делегация прибыла в Берлин, где литовский министр иностранных дел Юозас Урбшис и его немецкий коллега Иоахим фон Риббентроп подписали договор о «добровольной» передаче Мемельланда Германии. Это произошло всего неделю спустя после введения германских войск в Прагу. Литва отозвала свои войска из региона. Формально Литве была оставлена зона свободной торговли в Мемеле и право на свободное передвижение на 99 лет. 24 марта в Клайпеду прибыл Адольф Гитлер, который выступил с краткой торжественной речью.
    Свои позиции Германия усилила отправкой пяти крейсеров, двух флотилий эскадренных миноносцев и трёх флотилий торпедных катеров, противостоявших единственному литовскому 580-тонному миноносцу Prezidentas Smetona.
    Немцы захватили территорию края ещё до официальной ратификации договора Литвой. Международные гарантии по Клайпедской конвенции 1924 года, гарантировавшей сохранение статус-кво в регионе, не подействовали: Великобритания и Франция следовали «политике умиротворения», как и во время Мемельского восстания 1923 года, а Италия и Япония открыто поддерживали Германию. Сейм Литвы был вынужден одобрить договор, надеясь, что Германия не будет выдвигать другие территориальные требования к Литве.
    67 000  Комиссия: 12.5%
  • «За дальний поход» — нагрудный знак (ранее — жетон) в Военно-морском флоте СССР. (Лот: 8480)

    «За дальний поход» — нагрудный знак (ранее — жетон) в Военно-морском флоте СССР.

    Прообразом знака «За дальний поход» послужили неофициальные нагрудные знаки «За поход в Англию» для крейсера «Свердлов» и крейсера «Орджоникидзе» с отрядом кораблей. Крейсер «Свердлов» в 1953 году посетил Великобританию во время коронации королевы Елизаветы II, а крейсер «Орджоникидзе» с отрядом кораблей в 1956 году доставил в Лондон советскую правительственную делегацию, прибывшую по приглашению премьер-министра Великобритании Э. Идена. Оба нагрудных знака были изготовлены на Ленинградском монетном дворе.

    Решением министра обороны СССР был утверждён жетон «За дальний поход» для награждения военнослужащих ВМФ, участвующих в дальних заграничных походах; в приказе главнокомандующего ВМФ № 161 от 15 июня 1956 года приводилось положение о жетоне и его описание. В ноябре 1957 года вышел новый приказ главнокомандующего ВМФ, вводивший и новое положение о жетоне. В приложении к нему уточнялись критерии дальнего похода, но описание жетона осталось без изменений. Очередным приказом от января 1961 года дополнялось описание жетона, а именно вводился вариант для моряков-подводников («…помещено барельефное изображение силуэта подводной лодки (крейсера) стального цвета…»). В новом положении уточнялось, что жетоном награждаются «наиболее отличившиеся военнослужащие и служащие ВМФ за участие в дальних и специальных походах на боевых кораблях и вспомогательных судах ВМФ. Награждению подлежит личный состав корабля (судна), курсанты военно-морских учебных заведений и слушатели военно-морских академий, проходящих практику на кораблях, а также военнослужащие и служащие ВМФ, прикомандированные на время похода». Этот приказ действовал очень короткое время, и уже в мае 1961 года вышел новый (приказ главнокомандующего ВМФ № 149 от 22 мая 1961 года), окончательно закрепляющий разделение жетонов на два вида: с изображением подводной лодки для награждения личного состава подводных лодок и с изображением крейсера для личного состава надводных кораблей (судов).

    В апреле — мае 1970 года ВМФ СССР проводил крупнейшие манёвры под кодовым названием «Океан». Это были самые широкомасштабные манёвры ВМФ, которые охватили акватории Атлантического и Тихого океанов, Баренцева, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Чёрного и Балтийского морей. К участию в них привлекалось несколько сотен подводных лодок, в том числе большое количество атомных, надводных кораблей различных классов и десятки вспомогательных судов. По окончании манёвров все их участники были награждены памятным жетоном «За дальний поход», к которому снизу на двух колечках крепилась волнообразная подвеска с надписью «ОКЕАН» (приказ главнокомандующего ВМФ № 170 от 5 мая 1970 года).

    В июне 1971 года на южном берегу Крыма силами Черноморского флота, Каспийской флотилии, войсками Белорусского и Одесского округов проводились учения «Юг». В ходе них министр обороны СССР А. А. Гречко посетил корабли, несущие боевую вахту в Средиземном море. По результатам учений последовал приказ: «Всех адмиралов, генералов, офицеров, старшин и матросов, участников похода и совещания с Министром обороны СССР в Средиземном море, а также наиболее отличившихся в учении „Юг” военнослужащих Краснознамённого Черноморского флота и Краснознамённой Каспийской флотилии наградить памятным жетоном „За дальний поход” с подвеской „Юг”». Памятный жетон представлял собой жетон «За дальний поход» (с силуэтом подводной лодки или крейсера), к которому снизу на двух колечках крепилась волнообразная подвеска голубого цвета, в центре который находилась красная звезда с надписью «ЮГ».

    Критерии дальнего похода в СССР:

    1956 г.

    Для Черноморского флота — плавание за пределы проливов Босфор и Дарданеллы.

    Для Северного флота — плавание за пределы Баренцева моря.

    Для Балтийского флота — плавание за пределы Датских проливов.

    Для Тихоокеанского флота — плавание за пределами Охотского и Японского морей.

    1957 г.

    Участие в заграничных походах на боевых кораблях флотов с официальным визитом в иностранные порты, дальностью не менее 2000 миль от места базирования до пункта назначения.

    Участие в дальних походах на боевых кораблях флотов протяженностью не менее 4000 миль от места базирования до пункта назначения.

    Участие в непрерывном плавании не менее 30 суток.

    1961 г.

    Для Черноморского флота – плавание за пределами Средиземного моря.

    Для Северного, Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы — плавание в Атлантическом океане к юго-западу от линии мыс Фарвель (Гренландия) — Брест (Франция).

    Для Тихоокеанского флота – плавание за пределами 3000 миль от пункта базирования (выхода).

    Для всех кораблей и судов ВМФ — переход с одного театра на другой Северным морским путём.

    Старт 2500 , без блица.

    Знак «Отличник Советской Армии». Ранний вариант с горячей эмалью. Завод “Победа”, Москва.

    В соответствии с апрельским постановлением 1957 года Совета министров СССР, Приказом министра обороны были учреждены нагрудные знаки: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил».

     

    2 500  Комиссия: 12.5%