• Крест за военные заслуги 1-го класса без мечей. (Лот: 1618)

    Крест за военные заслуги 1-го класса без мечей.
    Клеймо “15” – производитель Friedrich Orth, Wien.
    Учрежден 18 сентября 1939 г. Крест за военные заслуги, учрежденный вскоре после начала войны, стал неотъемлемой частью наградной системы III-го Рейха, заполнив пробел, который существовал в ней на стыке гражданской и военной деятельности населения Германии. Как уже говорилось в предыдущем посте, в годы 1-й мировой войны государственные деятели, гражданские лица и вспомогательный военный персонал награждались за выдающиеся заслуги в военной области, не относящиеся, однако, непосредственно к боевым действиям, тем же Железным крестом, что и солдаты, и офицеры, выказавшие отвагу на поле боя. Различие было лишь в цветах орденской ленты, которые у креста за не боевые заслуги были обратными цветам боевого Железного креста. Однако к 1939 году стало очевидным, что в условиях тотальной механизированной войны, когда от миллионов граждан государства требуется полная мобилизация сил для работы в тылу, на верфях, складах оружия, в цехах заводов, возникла необходимость разделения боевых и не боевых наград. В первую очередь это требовалось для того, чтобы, не снизив престижа фронтового ордена, поощрить тысячи заслуженных деятелей Рейха и простых граждан, обеспечивающих Вермахт всем необходимым. С этой целью 18 октября 1939 года и был учрежден Крест за военные заслуги, имевший форму мальтийского креста; он предназначался для награждения дипломатов, сотрудников охранных служб и других лиц, не находившихся непосредственно на передовой, но чей вклад в ход войны трудно переоценить.
    Первоначально крест имел только два класса — 1-й и 2-й, — но по мере возникновения потребности, в дальнейшем были учреждены Медаль за военные заслуги и Рыцарский крест за военные заслуги. Кроме того, существовали и Кресты за военные заслуги с мечами; они предназначались для тех, чьи действия в плане личной храбрости были выше прямых обязанностей, но все же не достигали критериев, необходимых для награждения Железным крестом. Крест с мечами выдавался тем, находился в зоне боевых действий, но чьи действия осуществлялись или не под прямым вражеским огнем, или не были связаны с планированием боевых операций. Право на эту награду имели все представители Вермахта, а также иностранные союзники Германии. Крестом за военные заслуги без мечей отмечались общие похвальные действия. Им награждался военный, медицинский, административный персонал, а также гражданские лица, внесшие существенный вклад в общие военные усилия далеко от линии фронта. Статус этой награды подразумевал полное возрастное и социальное равенство всех граждан от имперского министра или дипломата до уборщика мусора на военной фабрике. Для получения более высокого класса креста необходимо было иметь предшествующую степень, хотя в некоторых случаях оба класса вручались одновременно. Носились обе степени точно так же, как и Железные кресты: в петлице — лента 2-го класса, слева на груди — крест 1-го класса. Если крест с мечами вручался кавалеру креста без мечей, то он заменял собой своего предшественника на кителе (или гражданском платье) награжденного. Первоначально декретом об учреждении было установлено, что Крестом за военные заслуги не мог быть награжден кавалер Железного креста, но 28 сентября 1941 года это ограничение было отменено. Крестом за военные заслуги могла быть награждена фирма или компания, фабрика боеприпасов или транспортное судно. Кстати сказать, этот принцип награждения предприятий был заимствован у советской системы и признан, в частности, рейхсминистром военной промышленности Шпеером, высокоэффективным в плане стимулирования трудовых коллективов.
    За годы Второй Мировой войны Крестом военных заслуг 1 степени с мечами было произведено 484000 награждений, без мечей 90000.
    ПРОДАНО
  • Значок, посвященный Национально-церковному движению «Немецких христиан» в рамках 4-го Reichstagung, прошедшему в октябре 1937 г. в Эйзенахе. (Лот: 8870)

    Значок, посвященный Национально-церковному движению «Немецких христиан» в рамках 4-го Reichstagung, прошедшему в октябре 1937 г. в Эйзенахе.

    В евангелической церкви в нач. апр. 1933 г. был образован специальный комитет во главе с председателем Союза немецких евангелических церквей Д. Каплером для выработки новой церковной конституции и создания единой Евангелической церкви. Это не противоречило планам гитлеровского руководства и движения «Немецких христиан» по созданию единой имперской Евангелической церкви. В результате была достигнута договоренность о создании службы рейхсепископа – «фюрера» церкви. В мае 1933 г. на совместном заседании глав земельных церквей рейхсепископом Евангелической церкви был избран Фридрих фон Бодельшвинг, отвергавший безусловный диктат гос-ва и выступавший за сохранение истинно христ. учения, с чем не были согласны ни правительство, ни «Немецкие христиане». Для контроля за деятельностью нового рейхсепископа была учреждена должность гос. комиссара по делам Евангелической церкви Старопрусского союза. Этот пост занял нацист А. Йегер, к-рый последовательно блокировал все инициативы рейхсепископа. В результате Бодельшвинг был вынужден уйти в отставку. Об отставке «по состоянию здоровья» вскоре объявил и Каплер. Союз немецких евангелических церквей перестал существовать 27 сент. 1933 г. На новом Национальном синоде Немецкой евангелической церкви, делегатами к-рого были преимущественно представители движения «Немецких христиан», был избран новый рейхсепископ – Л. Мюллер, уполномоченный Гитлера по делам Евангелической церкви, и провозглашена новая Единая имперская церковь (рейхскирхе). Однако до конца войны Немецкая евангелическая церковь так и не вышла из состояния организационной и идейной раздробленности. Разногласия начались уже на проходившем 5 сент. 1933 г. Прусском генеральном синоде, позднее названном «коричневым», т. к. почти все его участники были одеты в униформу СА. Большинство делегатов проголосовали за применение т. н. закона о служащих (в т. ч. в церкви), принятого в апр. 1933 г. и предусматривавшего увольнение со службы (в данном случае увольнение пасторов) за неарийское происхождение. Противники этого решения образовали в сент. 1933 г. Чрезвычайную пасторскую лигу, центральной фигурой к-рой стал М. Нимёллер, пастор из аристократического р-на Берлина – Далема.

    13 нояб. 1933 г. руководитель движения «Немецких христиан» Б. Берлина Р. Краузе на митинге во Дворце спорта выступил за исключение из церкви «семитских элементов» и за утверждение в церкви принципов «крови и расы». Это вызвало отрицательную реакцию как в Германии, так и за рубежом, причем настолько сильную, что Мюллер вынужден был сместить Краузе. Лидером движения «Немецких христиан» стал более умеренный Х. Киндер. Он, так же как и Мюллер, был склонен вести переговоры с оппозицией и сконцентрировался преимущественно на создании единой Евангелической церкви. 1933 год стал пиком популярности «Немецких христиан», впоследствии, хотя движение продолжало существовать, они не смогли целиком подчинить себе Евангелическую церковь. Постепенно из движения вышли и наиболее умеренные, и наиболее радикальные элементы, прежде всего группа тюрингцев под рук. Лёффлера и Лойтхойзера. Они с 1936 г. стали называться Союзом за немецкое христианство (Bund für Deutsches Christentum), а позднее – Национальной церковью (Nationalkirchliche Bewegung «Deutsche Christen» – Национально-церковное движение «Немецких христиан»). Тюрингцы хотели провозгласить Христа «национальным Богом» и утверждали, что НСДАП есть «новое тело Христово».

    4 800  Комиссия: 22.5%