• Железный Крест 2-го класса 1914 г. (Лот: 907)

    Железный Крест 2-го класса 1914 г.
    Железный крест (нем. Eisernes Kreuz) — прусская и немецкая военная награда. Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 за боевые отличия в войне за освобождение Германии от Наполеона. Орден вручался всем категориям военнослужащих вне зависимости от ранга или сословия. Награждение орденом происходило последовательно от низшей степени к высшей. Возобновлялся с каждой новой войной.
    Эскиз ордена был выполнен собственноручно королём Фридрихом Вильгельмом III, окончательную версию разработал известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель. Форма Железного Креста была умышленно выбрана так, чтобы напоминать крест немецкого (тевтонского) ордена. В противоположность другим наградам, Железный Крест делался без использования большого количества драгоценных металлов — это было обычное железо в серебряной оправе. Железо, из которого делался орден, должно было отражать дух того времени: Пруссия, собирая средства для финансирования войны с Наполеоном, выменивала у зажиточных и знатных граждан украшения из драгоценного металла на простые стальные (один из лозунгов: Золото для защиты, железо — для чести (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)). Железный Крест был первой европейской наградой, которая вручалась вне зависимости от звания или сословия, но только за боевые подвиги, что сильно повысило её популярность.
    В нижней части креста всегда указывался год учреждения данной версии ордена (1813, 1870, 1914 или 1939). В 1813 г. верхний луч креста украшали инициалы короля Фридриха Вильгельма III (FW), в центре ордена находилась дубовая ветвь. В 1871 и 1914 г.г. в центре находились инициалы соответственно кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II, а в верхней части — стилизованная прусская королевская корона.
    ПРОДАНО
  • Знак «Члену экипажа линейного корабля или крейсера». От Алексея С. (Лот: 9693)

    Нагрудный военный знак флота (нем. Flotten-Kriegsabzeichen). Цинк, производитель – Friedrich Orth (Вена).

    Военный знак флота учреждён 30 апреля 1941 года главнокомандующим ВМС Третьего рейха Эрихом Редером для поощрения личного состава прежде всего за действия против Королевского военно-морского флота Великобритании. Предназначался знак для личного состава крупных надводных кораблей (линейных кораблей и крейсеров). Разработчиком эскиза знака стал известный художник-маринист Адольф Бок.

    Из его воспоминаний:

    «Знак требовался для тяжёлых морских условий. Поэтому он должен был быть тяжёлым, полновесным, воинственным. Такого эффекта можно достичь, если смотреть на идущий корабль спереди, с мощной носовой волной и угрожающими стволами пушек».

    Основным критерием награждения была служба на боевом корабле в открытом море в течение двенадцати недель. Этот срок мог быть сокращён в случае ранения или гибели награждаемого или успешно выполненного кораблём задания. Кроме того, знак мог быть вручён лицу при демонстрации личного героизма, достаточного для награждения Железным крестом 2-го класса. Знаком также награждались члены экипажа вспомогательных кораблей.

    15 июля 1941 года, по-видимому, в порядке исключения, знаком были награждены 205 выживших с потопленного линкора «Бисмарк», экипаж тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», затопленного командой в Уругвае под угрозой плена, выжившие члены экипажа и морского десанта тяжёлого крейсера «Блюхер», потопленного в ходе операции «Везерюбунг» и экипаж тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер», отличившегося в потоплении транспортных судов в феврале 1941 года. Кроме того, были награждены экипажи кораблей «Шарнхорст» и «Гнейзенау», потопившие 23 ноября 1939 года британский вспомогательный крейсер «Равалпинди» и экипаж крейсера «Дойчланд», совершившего в ноябре 1939 года крейсерский поход к берегам Гренландии и потопившего два транспорта близ острова Ян-Майен.

    28 октября 1941 года критерии награждения официально были изменены и дополнены. Для награждения также было достаточно 12 недель похода, но при этом была введена балльная система, при которой одна неделя приравнивалась к одному баллу и для получения знака нужно было набрать 12 баллов. Но при этом военнослужащий мог получить баллы не только за время пребывания в походе. Участие в операции «Везерюбунг» оценивалось в 4 балла, атака конвоя в северных водах в 1 балл, участие в артиллерийском бою с кораблями противника в 4 балла, отражение авианалётов во время похода (не включая отражение налётов в гавани или на рейде) в 4 балла, участие в спасении повреждённых кораблей в 2 балла. Кроме того, знака могли быть удостоены лица, награждённые знаком «За ранение» в золоте или серебре, экипажи кораблей, затопленных при угрозе плена и экипажи кораблей, которые приняли участие в наиболее успешных сражениях или операциях.

    На основе последнего критерия 7 апреля 1942 года были награждены экипажи всех линейных кораблей и крейсеров, участвовавших в операции «Везерюбунг», а также члены экипажей кораблей «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген», отличившихся в Операции «Цербер».

    31 августа 1942 года знаком были награждены экипажи броненосцев «Шлезвиг-Гольштейн» и «Шлезиен», залпы которых по Вестерплатте ознаменовали начало Второй мировой войны.

    Последнее награждение в сравнительно массовом порядке состоялось 17 марта 1945 года, когда был награждён каждый моряк линейного корабля «Тирпитц», потопленного авиабомбами 12 ноября 1944 года.

     

    47 000  Комиссия: 22.5%
  • Значок в честь Э. Тельмана. Коммунистическая партия Германии 20-30-е гг. (Лот: 9000)

    Значок в честь Э. Тельмана. Коммунистическая партия Германии 20-30-е гг.
    В конце 1920 года левое крыло НСДПГ, к которому принадлежал Тельман, объединилось с созданной в 1919 году Коммунистической партией Германии. В декабре 1920 года Тельман был избран в Центральный комитет КПГ, став ведущей фигурой левого крыла партии в Гамбурге. Летом 1921 года Эрнст стал делегатом III съезда Коминтерна в Москве и познакомился с Лениным.
    В октябре 1923 года в Гамбурге вспыхнуло вооруженное коммунистическое восстание, одним из руководителей которого стал Эрнст Тельман. Но замысел восставших провалился, и их выступление было быстро подавлено. Вождю гамбургских коммунистов пришлось уйти в подполье.
    Впрочем, времена были такие, что мятежники быстро возвращались обратно в публичную политику. Уже весной 1924 года Тельман стал депутатом рейхстага. В 1925 году он сменил Рут Фишер на посту лидера Компартии Германии.
    Тельман, ставший членом исполкома Коминтерна, не раз бывал в Москве и находился в личных дружеских отношениях со Сталиным. Его влияние в Германии росло, но одновременно усиливались и позиции крайне правых.
    Тельману часто ставят в упрек то, что в начале 1930-х он не создал альянс с социал-демократами для противовеса НСДАП. Но тут не стоит забывать, что и СДПГ на коммунистов смотрели как на врагов. В мае 1929 года социал-демократы, контролировавшие Берлин, отдали приказ полиции на жесткое подавление демонстраций коммунистов. В ходе столкновений были убиты более 30 человек, сотни пострадали. Для лидера КПГ происшедшее стало поводом окончательно отказаться от каких-либо возможных попыток блокирования с СДПГ.
    В ноябре 1932 года на выборах в рейхстаг нацисты, до этого только набиравшие силу, потеряли сразу 34 места. Ослабили позиции и социал-демократы. В то же время коммунисты нарастили свое представительство до 100 депутатов.
    Тельман считал, что движется верным курсом, но в январе 1933 года рейхспрезидент Гинденбург принял решение назначить рейхсканцлером Адольфа Гитлера.
    Лидер коммунистов понимал, что нацисты, придя к власти, сами ее уже не отдадут. В этой ситуации он попытался организовать массовые акции протеста, стараясь привлечь к ним даже социал-демократов. Назначенные на март 1933 года новые выборы в рейхстаг он рассматривал как возможность в ходе агитации вести антифашистскую пропаганду. Но было уже поздно. В ночь с 27 на 28 февраля 1933 года в Рейхстаге произошел пожар, который стал поводом для запрета Компартии и ареста ее видных деятелей. 3 марта схватили Тельмана. Он провел в застенках всю оставшуюся часть жизни до 1944 г.

     

    4 200  Комиссия: 22.5%